Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
22 апреля – День судебного эксперта 22 апреля 2024

В голосе он может различить любые интонации и понять, в каком эмоциональном состоянии в момент разговора пребывает человек, он слышит то, что обычное ухо пропускает мимо. Этим ценным качеством обладает государственный судебный эксперт отдела экспертиз компьютерных средств и технологий, фоноскопических и лингвистических экспертиз управления технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Брестской области Виктор Алексеюк, с которым корреспондент «Зари» встретилась накануне его профессионального праздника.

Различать по голосу

– Мой профиль – фоноскопические экспертизы, экспертизы радиоэлектронных устройств. Это исследование фонограмм, мобильных телефонов, карт памяти, сим-карт, планшетов, также фоноскопический учет: постановка и ведение учета фонограмм голоса и речи лиц определенной категории, из которых формируется банк данных – чтобы имелась возможность автоматического поиска человека по голосу, – поясняет специфику своей деятельности эксперт.

Начинал Виктор Алексеюк более 30 лет назад электромонтером по сигнализации в Ленинском города Бреста отделе объединения «Охрана». Вскоре парня с высшим образованием аттестовали на должность милиционера группы задержания пункта централизованной охраны. Он стал выезжать на сработки сигнализации в магазинах, банках и прочих объектах, стоящих под ведомственной охраной.

Через пару лет перешел в Ленинский РОВД города Бреста на должность эксперта-криминалиста. Постоянно повышал квалификацию в Минске, получал допуски на право производства отдельных видов экспертиз и со временем стал полноценным экспертом-криминалистом.

В тандеме

Сначала это была дактилоскопическая экспертиза, затем трасологическая, техническая экспертиза документов, почерковедческая. В 2009 году в Ленинском РОВД города Бреста создали группу экспертов-фоноскопистов. И тут диплом радиоинженера Минского радиотехнического института пришелся как нельзя кстати.

 – Фоноскопией занимаются два эксперта: инженер, который исследует технические параметры речевого сигнала (спектр, частоты и др.), а также эксперт-лингвист – специалист совершенно из другой области, имеющий филологическое образование. Фоноскопическая экспертиза проводится в тандеме – в связке двух экспертов разных специальностей, – посвящает в свою «кухню» Виктор Алексеюк. – Один эксперт исследует параметры звукового сигнала, другой – аудитивные особенности речи – насколько она отличается от условно нормативной: дефекты произношения, словарный запас, высота, сила голоса, тембральная окраска, присутствие слов-паразитов. Потом даем заключение: категорически ли это тот человек, вероятно ли – в зависимости от тех признаков, которые мы выявим, исследуя параметры речевого сигнала.

Имея основное образование радиоинженера, конечно, был рад предложенной должности сначала старшего эксперта ЭКО Ленинского РОВД г. Бреста, а затем и начальника отдела компьютерно-технических и фоноскопических экспертиз ЭКЦ УВД Брестского облисполкома. Вдвойне приятно выполнять работу, которая тебе по душе и, выполняя которую, ты можешь больше пользы принести людям, потерпевшим от преступлений, признается Виктор Алексеюк.

Фоноскопическая экспертиза имеет свои особенности. Установить дословное содержание разговора по записи, определить, этот ли человек звонил по телефону на линию «102» и сообщил, например, о готовящемся взрыве, имеются ли признаки монтажа в записи – вот основной круг вопросов, решаемых экспертом-фоноскопистом. Но, выполняя даже простое исследование по установлению дословного содержания разговора, он чувствует ответственность за каждое записанное слово, так как от правильности данной работы зависит судьба человека. Бывают пограничные ситуации по результатам исследований (его голос, вероятно его, вероятно не его). В таких случаях руководствуются принципом: лучше пока подозреваемый будет на свободе, чем невиновный сядет в тюрьму.

В качестве примера собеседник вспоминает недавний случай: выполнялась фоноскопическая экспертиза по исследованию звукового сопровождения видеозаписи с камеры видеонаблюдения, установленной в магазине по продаже материалов для маникюра. На видеозаписи видно, как две женщины заходят в магазин. Одна из них выбирает дешевый товар за семь рублей и протягивает сторублевую купюру, чтобы рассчитаться. Пока продавец ищет сдачу, вторая женщина отвлекает ее вопросами. Первая женщина предлагает два рубля продавцу, чтобы ей было удобней дать сдачу, прячет 100 рублей в свой кошелек и ждет сдачу 95 рублей. Продавец отдает ей эти деньги, решив, что она 100 рублей уже получила. Примерно такую же комбинацию проводит в этом же магазине вторая женщина. Проблема в изобличении мошенниц была в том, что на видеозаписи не было видно лиц, но имелась запись речи присутствующих в магазине. По приметам на вокзале задержали двух женщин. Образцы голоса и речи их были предоставлены экспертам. По результатам экспертизы мошенницы были изобличены.

Еще один пример. Анонимное сообщение в одну из служб о том, что через таможенную границу гражданкой N. будут перемещены боеприпасы. И действительно: в указанное время у указанной гражданки в шлейках рюкзака обнаружены боеприпасы. Женщина говорит, что вещи не ее, но подозревает, что это мог подстроить ее муж, с которым у нее сейчас идет бракоразводный процесс. Но муж находился за границей, образцы голоса и речи получить было проблематично. Тем не менее, милицией было проведено мероприятие, по результатам которого и получены образцы голоса мужа в разговоре с женой по телефону. По выводам фоноскопической экспертизы голос на записи неизвестного лица, сообщавшего о перемещении через границу боеприпасов, принадлежит мужу.

Или еще случай. Мошенница, похитив паспорт, надев парик, в нескольких банках оформила кредиты на большие суммы. Женщина, у которой похитили паспорт, подозревалась в том, что взяла кредиты и не выполняла обязанности по кредитному договору. Но при заключении договоров велась звукозапись работы с клиентами. Чтобы разобраться в деле, была назначена фоноскопическая экспертиза, по результатам которой было доказано, что голос на записях не принадлежит подозреваемой, а другой женщине.

Такая работа…

Часто приходится сличать речь звонящих по телефону. К примеру, службу 102 нередко предупреждают о «минировании» вокзала в том или ином городе. Фоноскопические экспертизы также проводятся по материалам, связанным с наркотиками, мошенничеством, взятками, контрабандой, экономическими преступлениями. Чтобы доказать, что голос принадлежит конкретному лицу, фоноскописту необходимы еще образцы голоса и речи подозреваемого. После проведения экспертизы в случае положительного вывода по результатам сравнения голосов в спорной фонограмме и в образцах запись голоса может уже стать вещественным доказательством в деле, изобличающем преступника.

– Одна и та же фраза, произнесенная разными людьми, будет отличаться по спектральному составу. Это зависит от анатомо-физиологических особенностей речевого тракта. Рожденный голосовыми связками звук проходит определенные полости. Из-за того, что их строение у каждого человека индивидуально, и получается только ему свойственный голос, – рассказывает эксперт. – Есть такое понятие как речевой портрет. Речь человека говорит и о его словарном запасе, о роде деятельности, уровне образования, месте формирования его речевых навыков, эмоциональном состоянии. Даже различные виды наркотиков на речь по-разному влияют. Скажем, при употреблении конопли речь ускоряется, героин речь замедляет.

– А ведь можно голос сфальсифицировать…

– Но, согласитесь, когда вы слышите пародию Галкина или Винокура, все же улавливаете их нотки. Часть полостей, через которые проходит звук, мы можем мышцами изменить. Резонансные частоты здесь станут другими. Но есть полости, которые человек мышечно изменить не может. Вообще для идентификации голоса фоноскопистом используется 501 спектральный признак.

Еще одна сфера деятельности Виктора Алексеюка – исследование мобильных телефонов и извлечение информации из радиоэлектронных устройств. Бывают случаи, когда при исследовании мобильного телефона извлекается запись, которая потом ложится в фоноскопическую экспертизу. К примеру, по закладке наркотиков – когда есть схема, но не хватает подтверждения голосом.

…и – жизнь

В семье Виктора Алексеюка подрастают и набираются жизненного опыта четверо ребят, за воспитание которых он благодарен супруге. Она, говорит, не боится никакого труда. С таким надежным тылом можно посвятить себя всецело любимой работе. Виктор Алексеюк по итогам прошлого года стал лучшим судебным экспертом области.

– Это очень большая ответственность. Иногда даже по одному слову меняется квалификация преступления. Поэтому фоноскопическая экспертиза никогда не проводится одним экспертом. Все вопросы мы решаем коллегиально, – отмечает собеседник. – При всех особенностях и сложностях – это работа мечты. Каждый день узнаешь что-то новое, осваиваешь различные программные средства, находишь пути и методы, которые бы позволили максимально полно ответить на поставленные перед экспертом вопросы. Все это интересно. А значит – интересна и жизнь.


Источник информации: «Заря»